Наставничество
Организация работы по наставничеству
в МБДОУ д/с № 64 г. Ставрополя
Роль наставничества в современном образовании
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Наиболее распространена в профессиональных образовательных организациях такая практика наставничества, как работа с начинающими педагогами, однако в современных динамичных условиях развивается и такая практика наставничества, которая охватывает не только начинающих педагогов, но и, в идеале, всех участников образовательного процесса.
Наставничество может быть коллективным, когда за одним молодым или начинающим специалистом закрепляется несколько наставников, и индивидуальным. В опыте работы нашего учреждения используется индивидуальная форма наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь молодому или начинающему коллеге.
Наставничество направлено на обеспечение более быстрого вхождения в должность молодого педагога и в нашей практике позволяет:
– повысить качество профессиональной подготовки и квалификации;
– развить у молодых и начинающих специалистов позитивное отношение к педагогической деятельности, дать им возможность быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ОУ;
– предоставить наставникам возможность карьерного роста, поощрить за хорошую работу, признать их заслуги;
– снизить текучесть кадров, уменьшив количество молодых специалистов, уволившихся в течение первых лет педагогической деятельности.
Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в нашем образовательном учреждении кадрового ядра.
Основными задачами педагогического наставничества мы считаем:
– привитие молодым и начинающим специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в ДОУ;
– ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
– адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива, правил поведения в образовательном учреждении, сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей.
В формировании системы наставничества мы определяем такие основные принципы:
1. Добровольность и целеустремленность работы наставника.
2. Контакт наставника и наставляемого.
3. Личный пример наставника.
4. Доброжелательность и взаимное уважение.
5. Уважительное отношение к мнению наставляемого.
6. Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление наставляемого.
Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы и методы:
– обучение на рабочем месте;
– участие в работе городских методических объединений;
– самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;
– обучение на курсах повышения квалификации;
– открытые занятия коллег;
– решение и анализ педагогических ситуаций;
– обучение составлению подробных планов-конспектов занятий и т.д.
Нормативно-правовые акты:
Федеральный уровень:
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях (2021 г.)
- Письмо Министерства просвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»)
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 3273 «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста», в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях.
Региональный уровень:
Уровень ДОУ:
Выписка из приказа о внесении изменений в Положение об оплате труда
Положение о системе наставничества педагогических работников
Дорожная карта реализации наставничества МБДОУ д/с № 64
Индивидуальная персонализированная программа наставничества №1
Индивидуальная персонализированная программа наставничества №2
Банк данных наставников МДОУ д/с № 64
Банк данных наставляемых 2023-2024 г.
Анкета № 1 для молодого специалиста
Анкета № 2 и 3 -диагностика проблем молодого педагога
Анкета для педагога наставника
Диагностическая карта для оценки навыков молодого педагога
Отчет по итогам наставничества за 2022-2023 г. с молодым специалистом Аванесян А. Л.
Отчет по итогам наставничества за 2022-2023 г. с молодым специалистом Симоновой К.Д.
Отчет по итогам наставничества за 2022-2023 г. с молодым специалистом Василенко П.А.
МЕРОПРИЯТИЯ
В рамках повышения компетентности молодых специалистов в МБДОУ д/с № 64 города Ставрополя проходят различные мероприятия направленные на рост теоретических и практических знаний и умений педагогов, способствующие поддержке и помощи по вопросам организации образовательного процесса.
Мастер-класс «Речь на кончиках пальцев»
Цель мастер класса: познакомить молодых педагогов с различными видами пальчиковых игр и их использованием в работе с детьми в течение дня.
Задачи: познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики; закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
Вниманию молодых педагогов были представлены различные пособия для развития мелкой моторки, которые они могут использовать в работе с детьми.
Педагоги получили информацию о том, что игры и игрушки используемые для развития мелкой моторики рук развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Кроме того, игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.
Представленный вниманию молодых педагогов материал направлен на повышение мотивации к овладению методикой проведения пальчиковых игр, помогает использовать данную деятельность в своей работе.
Тренинг «Кто Я? Мои роли в жизни и в профессии»
Цель: развитие коммуникативных умений педагогов (эмпатия, рефлексия), эмоциональной готовности педагога к работе в системе образования (снятие тревоги и неуверенности).
Задачи:
- Развитие у участников тренинга умений общаться при помощи вербальных и невербальных средств общения, умений осуществлять рефлексию.
- Развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах и умений адекватно оценивать эмоциональные состояний других людей (эмпатии).
- Осознание участниками своей индивидуальности, поиск резервов для более эффективной работы.
- Накопление эмоционально-положительного опыта, снижение негативных переживаний.
Коммуникативная компетентность составляет ядро профессионализма педагога и это умение необходимо развивать различными упражнениями и играми. Это способность выслушивать и принимать во внимание мнения других людей, участвовать в дискуссии и защищать свою точку зрения, выступать на публике, устанавливать и поддерживать контакты, принимать решения, вести переговоры, работать в команде и сотрудничать.
Мероприятие способствовало развитию профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает как личностное, так и профессиональное развитие.
Содержание тренинга было направлено на создание позитивной атмосферы (игра с карточками «Кто я!» «Давайте познакомимся»);
Молодые педагоги приняли участие в игре «Разговор на чистоту», которая развивает умение объективно оценить коммуникативные навыки, а также получить обратную связь от собеседника, лучше узнать друг друга.
Также педагоги выполнили упражнение «Друг дружке», которое обеспечивает возможность контакта и взаимодействия всех участников друг с другом.